Приятно, когда рядом с вами находится человек, способный понять ваши чувства, эмоции, посочувствовать вам или порадоваться вместе с вами. Особенно – когда это ваш родной, близкий человек. Но всегда ли близкие люди действительно являются вам «близкими»?
Часто клиентами описывается ситуация, например, безучастного отношения мужа к рассказу взволнованной жены, тщетно пытающейся найти эмоциональный отклик у своего супруга. Эта ситуация уже стала излюбленной темой для анекдотов.
А вот другой пример – родители жалуются на полное непонимание ребёнком их состояния, на отсутствие у него сострадания, на эгоизм. Ну, скажем, когда заболевшая мама просит играть своё дитя потише и наталкивается на его «глухоту» к своему недомоганию, к своей просьбе и к своему эмоциональному состоянию. Дальше это проявится во взаимоотношениях ребёнка (или уже взрослого человека) с другими взрослыми и детьми, что отнюдь не способствует эффективному общению с окружающими, установлению прочных отношений – как деловых, так и просто дружеских. О чём это говорит? Во – первых, ребенок не может различать, «считывать» эмоции другого человека, во-вторых, он не способен на сопереживание, сочувствие, которые, кстати, как раз и побуждают человека к помощи другому человеку, менее эгоистичному поведению.
Какая же важная способность отсутствует у достаточно умного ребёночка, успешно решающего задачки по логике и бегло читающего книжки? Эта способность называется способностью к эмпатии. Вот некоторые из определений эмпатии. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию. (Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.). В качестве особой формы эмпатии выделяют сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. (Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998).
К сожалению, этому аспекту развития маленького человека уделяется недостаточно внимания. Родители водят своё чадо по кружкам и секциям, учат с ним иностранные языки с 3-х лет, но при этом упускается нечто важное, о чём задумываются, когда «поезд уже ушёл». Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития эмпатии. Недооценка ее развития у детей — дошкольников приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками. Особенно ярко это проявляется в процессе обучения в начальной школе. Поэтому особую значимость приобретает проблема развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Именно это формирует зону ближайшего развития ребенка во взаимодействии с другими людьми.
Эмпатия также является одной из областей, составляющих такое «модное» сегодня понятие как эмоциональный интеллект (способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач), который очень важно развивать независимо от наличия высоких показателей интеллекта в традиционном его понимании.
Существует множество факторов, влияющих на развитие эмпатии у ребёнка. Одними из них являются стиль общения в семье, в том числе родителей с ребёнком, а также наличие способности к эмпатии у самих родителей. Стиль отношений родителей к детям, их позиции и установки влияют на формирование эмпатии. Неблагополучие взаимоотношений с родителями создает опасность нарушения развития эмпатии у ребенка как личностного образования и может привести к тому, что человек окажется нечувствительным к проблемам других людей.
Очень важным является стиль родительского отношения к детям, в котором проявляются эмоциональное принятие или, наоборот, отвержение ребенка, а также воспитательные воздействия. От стиля зависит понимание мира ребенка, прогнозирование его поведения в той или иной ситуации.
Психолог может помочь родителям развить эмпатию у ребенка дошкольного возраста в условиях семейных отношений, а также в формате непосредственного общения психолога с родителями и детьми, на специальных занятиях.
Для определения способности ребенка к распознаванию эмоций, к сопереживанию полезно использовать специальные методики, которые одновременно являются и диагностическими, и развивающими.
Проблема определения характера развития эмпатии у ребенка имеет много аспектов. На наш взгляд, необходимо:
1. изучать и выявлять уровень способности ребенка к живому реагированию на эмоциональное состояние другого человека, сочувствию, сопереживанию;
2. определять способность ребенка к идентификации эмоциональных состояний своих (родных) и других людей, основой чего являются эффективное восприятие и правильное понимание этих состояний;
3. исследовать способности ребенка передавать свои эмоциональные состояния с помощью вербальных и невербальных средств.
Для изучения первого аспекта нами успешно применяется метод наблюдения за ребенком при общении со сверстниками в детском саду и методика «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (Кошелева А. Д. , Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003.- 176 с.).
Для изучения второго аспекта применяется методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.) и методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (1-я серия) (Кошелева А. Д. , Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003.- 176 с.).
Для изучения третьего аспекта полезно использовать методику «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.) и методику «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (2-я серия) (Кошелева А. Д. , Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2003.- 176 с.).
Еще раз подчеркну, что процесс изучения различных аспектов развития у ребенка эмпатии способствует одновременно и самому развитию ее у ребенка.
Хочется привести слова из наблюдения Л.С.Выготского: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».